Перевести страницу

Новости AUTO service

Техосмотр: заживем по-европейски?

Стоит сразу отметить, как это часто бывает, наше правительство отказалось от радикальных реформ законопроекта и не следовать примеру Украины, отказавшейся вовсе от техосмотра. Хотя данный шаг многим показался вполне здравым. Так генеральный директор ОСАО "Ингосстрах" Александр Григорьев заявил, что отмена техосмотра позволит избежать расхода бюджетных средств и проблем с аккредитацией станций техобслуживания. Но, самое главное, по словам Григорьева, что по статистики "Ингосстраха" только 0,6% страховых случаев происходят по причине плохого технического состояния автомобилей.


«Это ничто для страхового рынка. А позитивный эффект был бы в том, что страховщикам не пришлось бы нести большие административные издержки на организацию техосмотра», - сказал ген. Директор «Ингосстраха.


Поддержал коллегу и президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Андрей Кигим. По его словам, техосмотр появился в те времена, когда качество автомобилей было достаточно низкое. "Мы сейчас обсуждаем покупку кассетного магнитофона, в то время, как все уже слушают mp3", - провел аналогию Кигим.


Коррупция и техосмотр

То, что техосмотр покупается или получается «по знакомству», ни для кого не секрет: нужно быть либо принципиальным человеком, либо уверенным в своем автомобиле, либо очень экономным, чтобы отстаивать огромные очереди и, надеясь на честность ГИБДД, получить техосмотр официально. Согласно опросу Авто.Вести.Ru, в котором приняло участие 6260 человек, покупают техосмотр 40,6% автомобилистов, дают взятку при прохождении еще 21,6%, честный способ получения талона предпочитают лишь 32,4%, а 5,4 % вообще ездят без талона техосмотра.

С одной стороны, регламентированная цена за техосмотр и отстранение от этой деятельности МВД, конечно, дает надежду на то, что техосмотр перестанет «вытягивать» из автомобилистов деньги. Однако и на этот счет мнения специалистов расходятся. По мнению председателя Общероссийского общественного движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, при техосмотре, где бы он не проходил, найдутся способы требовать за техосмотр больше, чем прописано в законе. В качестве примера Похмелки приводит пример с эвакуацией, которая сама по себе бесплатна, но вот стоянка - нет. «Техосмотр - столько-то, но въезд, мойка кузова, а там, глядишь, и днища – за доплату. И дальше: тормозные колодки «кончаются», надо срочно установить новые; масло следует не долить, а полностью заменить — настолько оно грязное. И счет за техосмотра возрастет», - поделился своим взглядом Похмелкин в интервью «ЗР».


Техосмотр в европейских странах


Комментаторы новых правил по прохождению часто ссылаются на опыт США и Европы, говоря, что мы с нововведениями приблизимся к ним. Так ли это? Сразу можно отметить, что к США мы практически не приблизимся, разве что к отдельным штатам. В 13 штатах США техосмотра нет, а во многих остальных на этот счет действует крайне лояльное законодательство. Там, где техосмотр обязательная процедура, им занимаются частные компании и главные требования к автомобилю касаются экологии. В Японии также процедуры техосмотра как таковой нет - вся ответственность за своевременное обслуживание автомобиля лежит на станции, производящей сервис, она ставит специальную отметку.

В Англии прохождение ТО схоже с российским: проходят его раз в год, отвечают за процедуру аккредитованные мастерские, которые в случае нахождения неисправности могут сразу их устранить. Стоимость техосмотра около 30 фунтов (менее 1,5 тыс. руб.). В Италии правила лояльнее – здесь ТО нужно проходить раз в два года, на выбор предоставляются государственные или частные организации. Стоимость не более 70 евро. Во Франции, как и в Германии, ТО проходят только автомобили старше трех лет, автомобили старше 3 лет – раз в года, старше 10 лет – каждый год. Стоимость – 49 евро. В Испании предоставляется выбор пройти ТО у официала или частной компании. Причем, дилеры могут самостоятельно забрать автомобиль, осмотреть, а потом привезти к дому. При необходимости техосмотр проводится и ночью.


На Украине же в 2011 году отменили обязательный техосмотр для легковых автомобилей массой до 3,5 тонн, которые не используются в коммерческих перевозках, мотоциклов, мопедов, а также прицепов к ним.
В России, если верить чиновникам, ТО будет стоить около 2 тыс. руб., что в принципе и является средней европейской ценой. Жаль, правда, что приравнивая стоимость ТО к европейским расценкам, не учитывается разница в доходе населения и стоимости автомобилей в нашей стране и в Европе.


Техосмотр: что нас ждет?


Итак, с 2012 года функция контроля проведения техосмотра отдается Российскому союзу автостраховщиков (РСА). Эта организация будет аккредитовать операторов техосмотра, которыми могут стать автосервисы и автодилеры. Оператором технического осмотра могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Они будут выдавать водителю талон ТО, который необходим для получения полиса ОСАГО. Проходить ТО у нас будут автомобили младше 7 лет – 1 раз в два года, старше 7 лет – каждый года, а автомобили младше 3 лет – освобождены от этой процедуры.


При этом совсем отказываться от МВД не стали. Сотрудники ГИБДД буду вести базу данных по пройденным техосмотрам, объясняется это тем, что у них есть полная база данных по автомобилистам. Кроме того, записаться на техосмотр можно будет через интернет. По новым правилам прохождение будет упрощено: отменяется требование проходить ТО в том регионе, где зарегистрирован автомобиль, не потребуется предъявлять медицинскую справку и полис ОСАГО, наличие аптечки также не будет проверяться.


В общем, реформа закона о прохождении ТО, конечно, может улучшить ситуацию. Но расстраивает, что техосмотр, который мог бы давно уйти в прошлое все же остается и что при принятии закона к мнению людей не прислушались. Или может быть все дело в том, что российские автомобили, на которые правительство мечтает пересадить всех автомобилистов страны, технически далеки от совершенства и им несмотря ни что необходимо проходить техосмотр?